Ми проповідуємо Христа розп'ятого (1Кор.1:23)

А Він був ранений за наші гріхи, за наші провини Він мучений був, кара на Ньому була за наш мир,
Його ж ранами нас уздоровлено! Усі ми блудили, немов ті овечки, розпорошились кожен на власну дорогу,
і на Нього Господь поклав гріх усіх нас! 
(Ісаї 53:5,6)

Ukrainian English Russian

Дорогі брати і сестри!

Парафія «ВСІХ СВЯТИХ» УЛЦ у Харкові рада вітати Вас на сторінці розділу СТАТТІ свого офіційного сайту.

 


 

Статті

В.Хаустов: Толерантность: дух любви или дух безразличия?

[Ця стаття надрукована в перекладі російською із редакторськими скороченнями в №17 (№384) газети ХРИСТИАНСКИЙ МИР за 2009 рік та у часопису СТЯГ № 2 (107) за 2009 рік.] 

[Написання цієї статті (неопублікованої) спричинено публікацією гарної статті пресвітеріанського старійшини із Одеси Ігоря Задорожного «Не знаете, какого вы духа» у №13 газети ХРИСТИАНСКИЙ МИР за 2009 рік. Статтю Старця Антипи (Ігоря Задорожного) можна знайти за адресою www.proza.ru – автор Боголюбов Антипа. Но с любезного согласия автора мы имеем возможность поместить оригинал и на нашем сайте.]

 

Пастор Віктор Хаустов

 

Очередная статья Игоря Задорожного «Не знаете, какого вы духа» (в №13) вновь не оставила равнодушным. Безусловно, в истинном христианстве нет места ненависти и экстремизму. Наш Господь сказал перед выдачей на крестные муки: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Иоан.13:34-35). Но известно, что человек способен испортить самую лучшую заповедь. Так экстремизм или фанатизм являются крайне извращенными проявлениями такой христианской добродетели, как надлежащая ревностность. Но, с другой стороны, толерантность (или терпимость) к верованиям других может деградировать до полного безразличия во всем, что касается фундаментальных основ христианской веры.

 

Очевидно, не будет большой ошибкой сказать, что фанатизм и экстремизм являются характеристикой тоталитарных сообществ. И мы, христиане, живущие на постсоветской территории и в постсоветское время, к сожалению, в большей или меньшей степени, унаследовали дух экстремизма и нетерпимости к мнению другого. С трудом, но в рамках христианства мы еще находим взаимопонимание.

Но что касается нехристианских верований, то тут мы становимся тоталитарными и сыплем проклятиями на Свидетелей Иеговы, мормонов и иже с ними. Когда-то и я был ошеломлен, услышав от американского профессора богословия не только слова «наши братья во Христе католики (православные, протестанты…)», но иное выражение: «наши друзья Свидетели Иеговы». Конечно, иеговисты не могут быть нашими братьями во Христе, потому что они не верят в Иисуса как Бога и Спасителя. Но это не повод, критикуя их богословие, относиться к каждому члену организации Сторожевой Башни как к исчадию Ада. Мы должны понимать, что Господь хочет и их спасения. Мы должны также помнить известное выражение: «Культы – неоплаченные долги церкви». Знаем, что Бог ненавидит грех, но хочет спасения грешника. Спасение ж вне Христа невозможно. Поэтому и мы с уважением должны относится к нехристианину, с должной толерантностью воспринимая его верования и с любовью свидетельствуя о Христе. И тогда мы можем стать инструментом Святого Духа. И тогда жертва культа (или неверия) может познать Истинную Любовь Отца, пославшего Сына в этот греховный мир!

С другой стороны, толерантность, будучи характеристикой высококультурных и демократических сообществ, нередко деградирует до полного безразличия в тех вопросах, которые касаются фундаментальных ценностей. Поэтому иной стороной толерантности к верованиям нехристиан в наше время становятся популярные утверждения: «Бог – один. И не важно, как его называют. К Нему ведут разные дороги…» И это уже не умствования религиоведов, философов или обывателей. Целые церковные движения, которые называют себя христианскими, исповедуют это вопреки ясным словам Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).

Но, невзирая на это свидетельство, все более привычными становятся совместные молитвы представителей отдельных церквей с мусульманами, иудеями, а также с лидерами других религий. Такие богословы, по сути, отрекаются от Христа, исповедуя, что милосердный Бог может спасти не только тех, кто верит в искупительную жертву Христа, но и всех «моральных» и «искренних» верующих в какую-либо иную высшую силу, а не в Бога Библии.

Очевидно, не всякая толерантность хороша. Но эти примеры касались верований нехристиан. А как насчет христиан? Как мы уже заметили, толерантность толерантности рознь. Одно дело провести вместе благотворительную акцию, организовать концерт христианской музыки или посетить богослужение в общине иного христианского вероисповедания.

Но что касается участия в Господней Вечере, то тут ситуация иная. В современном христианстве встречаем две крайности. Первая: если сестринские церкви, имеющие одинаковое вероисповедание, отказываются приглашать своих верующих к общему хлебопреломлению, то это свидетельствует об экстремизме и отсутствии любви. Вторая: если же речь идет об участие верующего в таинстве Господней Вечери в христианской общине иного вероисповедания, то, думаю, это может быть серьезным симптомом псевдотолерантности.

Я приведу еще один крайний пример. Однажды нашу церковь посетил брат, который ныне является гражданином Израиля, но вырос в нашем городе. Несколько неожиданно именно в Израиле он обратился в христианство в далеко не самой популярной среди евреев церкви. Я знал по фотографиям о том храме прекрасной архитектуры, который он посещает на Святой земле. Брат также показал фото скупого интерьера церкви. Вместо привычного креста в центре алтарной стены я увидел надпись на иврите. Это был стих Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Прекрасно! Но от других я знал и о крайне либеральном богословии, которое проповедуется в этих стенах. Когда я позже осторожно спросил у брата об этом, он, с некоторым смущением признал, что к Господней Вечере в этой церкви допускается открытый гомосексуалист. Очевидно, что этому христианину трудно было примирить практику общины со словами Писания: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники  Царства Божия не наследуют» (1Корф.6:9-10). Но к чему ведет такая церковная политика, когда из-за толерантности к верованиям и образу жизни какой-то группы людей, пренебрегается Словом Божьим? Не становится ли это искушением для других? И многие ли читатели этой газеты хотели бы принимать Господню Вечерю в такой общине? «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис.5:20). Горе тем, кто из-за толерантности к делающим зло отворачивается от света, чтоб быть поглощенным вечной тьмой!

Возможно, мне возразят: «Мы можем быть объединенными на основе фундаментальных ценностей: креационизм, спасение верой в искупительную жертву Христа, надлежащая практика христианской жизни в соответствии с тем, чему учит Святой Дух. А второстепенными отличиями ради общего хлебопреломления можно и пренебречь.» Но реально ли это? Что для одного второстепенное – для другого первостепенное. Обратимся к стихам из послания к Эфесянам: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.» (Эф.4:4-6). Если даже мы все верим в одного Творца и Искупителя, то как насчет веры и крещения? Одни братья и сестры считают, что мы спасены исключительно верой без дел Закона, иные уповают также на дела. Одни придерживаются христианской свободы относительно дня, когда могут собираться в церкви, другие настаивают, что должны собираться только в определенный день. Одни обращаются в молитвах только к Богу, другие также просят заступничества святых. Одни считают крещение Божьим делом и передают в Господни руки и младенцев. Другие настаивают, что крещение возможно только тогда, когда взрослый «принял Иисуса в свое сердце», а обряд должен проводиться полным погружением. Третьи же говорят еще и о крещении Святым Духом, об истинности которого свидетельствует «говорением на иных языках».

И что нас может объединить настолько, что мы забудем эти различия и станем проводить совместные богослужения и хлебопреломление? – Господь Иисус? Боюсь, что не Христос, а безразличие, ложная толерантность ради внешнего неискреннего мира.

Оглядываясь назад на историю христианства, мы можем многому научиться. Все попытки достичь в церкви единства не на основе понимания Слова Божьего, а на политическом базисе, ведут к деградации христианства. Возьмем одну из главнейших доктрин – о Господней Вечере. Одни церкви (православные, католики, консервативные лютеране и англикане) веруют, что, принимая хлеб и вино, они вкушают истинное тело и кровь Господа. Остальные церкви в большей или меньшей степени говорит о символизме. В свое время Лютер и Цвингли, имея согласие по 14 из 15 пунктам вероисповедания, вынесенным для обсуждения, не подписали унию именно из-за разного понимания таинства Алтаря. Позднее было много попыток объединить протестантов, не акцентируя внимание «на деталях». Одна из таких «успешных» – Прусская уния 1817 года, когда в соответствии с указом короля в Германии были объединены лютеране и реформаты (кальвинисты) в одну церковь. Реально, большинство лютеранских пасторов, приняв унию, показали, что они перестали исповедовать истинность тела и крови Христа в таинстве. Соответственно, они перестали быть истинными лютеранами. Другие ж прошли через репрессии, даже тюремные заключения, многие вынуждены были эмигрировать в Америку, но сохранили чистое вероисповедание.

Как результат, современное номинальное лютеранство в Европе скорее мертво, чем живо. Допускаются рукоположения пасторов-гомосексуалистов (ради толерантности и странной любви к ним). Признается «выбор женщины» в пользу убийства не рожденных детей. Вместо проповеди Слова Божьего учится идеям сего мира: Бог любит людей такими, какими они есть; Ада нет, а все попадут в рай; Бог не Он, а оно (причина последнего утверждения, как и с абортами, – толерантность к феминисткам). В результате – церкви пусты. Люди безразличны к такой толерантной псевдоцеркви.

А началось все с того, что, отбросив «второстепенные различия», объединились в одну церковь «для общего хлебопреломления».

Мы должны помнить, что в этом мире, даже будучи оправданы Господом, будучи омыты Его кровью, все равно имеем старую греховную природу. Отсюда – наши ошибки. Но мы можем избежать большинства из них, если будем следовать Святому Духу. Пусть Слово Божье будет мерилом нашей христианской ревностности, мерилом надлежащей толерантности и, вместе с тем, источником любви. Пусть Господь Иисус будет примером для нас. Он знал пределы толерантности, когда изгонял торговцев из храма. Он знал, когда надо было остановить фанатиков: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан.8:7б). Он знал, когда надлежало поднять грешницу с колен сказать ей: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?... И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан.8:10,11).

И дабы наша совесть не осуждала нас в том, что мы ради внешнего согласия мы поклоняемся вместе с другими братьями не так, как мы верим, или, что принимаем тело и кровь Христа в той церкви, где о Господней Вечере учится не так, как веруем мы, то лучше этого не делать. А надлежащую толерантность и христианскую любовь мы можем проявить вместе помогая сиротам и инвалидам, или сотрудничая в рамках Библейского общества или дискутируя на страницах независимой газеты «Христианский мир».

 

Виктор Хаустов, пастор Украинской Лютеранской Церкви,  г. Харьков.

 

 

 

 


 

 

На цій сторінці Ви можете ознайомитися із статтями, які написані пастором, членами парафії ВСІХ СВЯТИХ УЛЦ у Харкові або нашими друзями про нас. Також тут часом розміщені інтерв’ю із служителями  чи нашими братами і сестрами.

 

Тематика статей – переважно богословська, часом – суспільно-політична чи будь-яка інша, але обов’язковим є погляд на певну проблему через призму Слова Божого. Інколи ми розміщуємо тут і певні інформаційні статті, що стосуються служінь чи подій у нашій парафії, але, на нашу думку, ці тексти відрізняються постановкою якихось ширших питань, ніж звичайні повідомлення, що виставляються у відповідному розділі НОВИН. 

 

         Також ми вважаємо за доцільне продублювати нижче посилання на ІНШІ ДЖЕРЕЛА, де ми вміщаємо ланки на статті, які були написані іншими конфесійними лютеранами чи перебувають у злагоді із здоровою доктриною (повний список посилань Ви можете знайти на сторінці КОРИСНІ ДЖЕРЕЛА нашого сайту).

 

Пастир Віктор Хаустов

 

 

Календар

СвятийДухХрест2

Молитви

Duerer-Prayer2

 

Аудіо проповіді

st peter preaching in the presence of st mark big

Аудіо музика

Gaudenzio Ferrari 002

Час Реформації

ЧАС РЕФОРМАЦІЇ - заставка

Українське лютеранство

Blog-V-Gorpynchuka

Блог п. Т.Коковського

Blog-Tarasa-Kokovskogo

Віттенберзький соловей

Wittenberg-Nightingale

Семінарія Св.Софії

УЛБ-222